"Все времена равны, но гений всегда выше любого времени" Сегодня я процитирую великого Блейка, для того чтобы представить не менее великого Уэса Монтгомери, одного из величайших джазовых гитаристов.
Уэс Монтгомери (полное имя Джон Лесли Монтгомери) появился на свет 6 марта 1923 года, в Индианаполисе, штате Огайо. Он заинтересовался гитарой в детстве, когда его старший брат Монк подарил ему игрушечную детскую гитару с четырьмя струнами. В 19 лет, изучая записи своего кумира Чарли Кристиана, Уэс возобновляет освоение гитары, причём не зная нотной грамоты и играя на слух. Через год он уже обзаводится и новой гитарой, и усилителем, с которыми выступает в течение последующих пяти лет в клубах Индианаполиса, совмещая эту деятельность с работой сварщика.
Позже известнейший джазовый музыкант Лайонел Хэмптон приглашает его в свой оркестр именно за способность очень точно, «нота в ноту», воспроизводить соло Чарли Кристиана (Монтгомери первым начал использовать октавную технику). С Хэмптоном он гастролирует по США в течение двух лет, и перед ним открываются блестящие музыкальные перспективы, которыми, однако, Уэс не спешит воспользоваться. Причина банальна – нежелание расставаться с семьёй. Он возвращается в родной город, но не проводит время зря: он анализирует свою работу в оркестре Хэмптона, и как результат – знаменитый стиль игры, основанный не только на игре единогласным соло, но и на использовании октавных интервалов и аккордов для украшения мелодии. Для его манеры игры также было характерно использование подушечки большого пальца правой руки: он никогда не применял медиатор, равно как и никогда не играл перебором.
И вот Уэс опять днем – сварщик, а по вечерам – «гитарная легенда Индианаполиса». Всё это время он играл с разными музыкантами, в том числе с родными братьями — басистом Монком и вибрафонистом Бадди, с которыми до начала 1960-х успел выпустить несколько записей. Длился этот период 9 лет. Но от судьбы (в нашем случае, от мирового признания) не уйдёшь. В 1959 году в Индианаполисе гастролирует известный саксофонист Джулиан Эддерли, который был очень впечатлён игрой Монтгомери. Он помогает Уэсу заключить контракт со студией «Riverside Records». Вот так, в 35 лет, Монтгомери записывает свой первый альбом, за которым следует большое количество записей с ведущими джазовыми музыкантами США.
Женился Уэс Монтгомери рано, когда ему было 20 лет, а в 1964 году в его семье уже родился седьмой ребёнок. Необходимость обеспечивать жену и детей заставила его обернуться в сторону более коммерческой музыки. В 1964-1968 годах «Verve Records» выпустила серию первоклассных альбомов Монтгомери в стиле ритм-энд-блюз. Фанаты джаза, конечно, были в отчаянии, но мы теперь можем слушать множество поп-мелодий, которым его изысканные гитарные соло послужили прекрасным украшением – например, «Sunny» (та самая, которую впоследствии использовали "Boney M"), битловские «Eleanor Rigby» и «A Day in the Life» и многие другие.
В 1967 году Монтгомери заключил контракт с Кридом Тэйлором (А&М), а в период с 1967 по 1968 годы записал три альбома-бестселлера. Это опять незамысловатая поп-музыка, и вновь в сопровождении струнных и деревянных духовых. Опять льётся критика в адрес гитариста за отход от чистого джаза, но именно эти записи имеют хорошую ротацию в радиоэфире и способствуют привлечению к кругу любителей джаза пресловутых широких масс. Живые же выступления Уэса этого периода были именно живыми, совсем в духе ранних риверсайдовских сэйшенов.
Постоянная работа не могла не подорвать здоровье Монтгомери. С 1959 по 1968 годы он записал около 20 альбомов, точную цифру назвать сложно, кое-что из его записей тогда не выпускалось. До сих пор издаются альбомы, не вышедшие в 1960-х годах! О своих проблемах с сердцем своей семье музыкант не рассказывал. В 1968 году Уэс Монтгомери вернулся в родной Индианаполис, чтобы пройти курс лечения у врача, но было уже поздно – 15 июня 1968 года Монтгомери скончался от инфаркта.
Он ушёл на пике своей карьеры, но, даже спустя много лет после своей смерти, Уэс Монтгомери признается джазовым гитаристом номер один. Несмотря на свою трагически короткую творческую карьеру, он сумел изменить мир джазовой гитары. Его уникальный стиль, часто описываемый как «невозможный», установил новые стандарты в игре на этом инструменте.
Ландыш Рифовна
#WesMontgomery #JazzCalendar #JazzGuitar #HardBop #SoulJazz #ЛандышАхметгараева #6MarchJazz